Меню:
История
Новости
Публикации в газетах
Документы
Фото
Наши победы
Пишите нам




Открытое письмо против вандализма

 

 

Его  Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Кириллу,

митрополиту   Смоленскому и Калининградскому,  Местоблюстителю    Патриаршего престола,  постоянному члену Священного Синода

                   Русской Православной Церкви;

 

 

Его  Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Ювеналию,         митрополиту    Крутицкому и Коломенскому, постоянному члену Священного Синода Русской Православной Церкви;

 

 

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему  Владимиру,            митрополиту  Санкт-Петербургскому  и Ладожскому, постоянному члену Священного Синода Русской Православной  Церкви;

 

 

Его  Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру  митрополиту    Киевскому и всея Украины, постоянному члену    Священного Синода Русской Православной Церкви;

 

 

Его  Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Филарету митрополиту   Минскому и Слуцкому,  постоянному члену    Священного Синода Русской Православной Церкви;

 

 

Его  Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру  митрополиту    Кишеневскому и всея Молдавии, постоянному члену    Священного Синода Русской Православной Церкви;

 

 

И всем священнослужителям православной церкви;

 

 

    

29 октября 2008г. на имя управляющего делами Московской Патриархии Высокопреосвященнейшего  Климента, митрополита Калужского и Боровского, было направлено  обращение (исх. №150) по поводу  чрезвычайной ситуации, сложившейся в г. Ставрополе.

Суть дела заключается в следующем. Архиепископ  Ставропольский и Владикавказский Феофан  благословил протоиерея Павла  Рожкова использовать для строительства православной гимназии территорию городского кладбища - единственного из уцелевших старинных кладбищ города. Там упокоились те, кто стоял у основания нашего города: герои войн 19-20 веков, современники А.В Суворова., М.С. Воронцова, А.П.Ермолова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, священники, почетные граждане города, участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Естественно, годы атеизма оставили свой разрушительный след на этом священном для  горожан кладбище. Поэтому горожане были вправе надеяться на то, что Церковь должным образом сумеет позаботиться о памяти тех, кто созидал наш город, проливая пот и кровь, полагая неисчислимые труды для его благополучного бытия.

Однако, нам и в страшном сне не могло присниться то, что сотворил с кладбищенской территорией протоиерей П. Рожков по благословению  владыки Феофана.

На территории кладбища были спилены деревья,  уничтожены памятники, разрушены захоронения, а костные останки вместе с землей вывозились на городскую свалку, в частные подворья и продуктовую базу. (подтверждается фото и видеосъемками).

Нагло,  по-хамски, в традициях  воинствующих безбожников 20-х годов гусеницами бульдозеров крушили православные кресты,  ковшами экскаваторов  разрушали склепы, камни из склепов приспособили  для  устройства подъездных путей  к стройплощадке, а также   вывозили  КАМАЗами, вероятно, для  использования в частном  строительстве  (подтверждается видеосъемкой).

Земля, наполненная обломками костей, использовалась для планировки территории частных домовладений и городской продуктовой базы  (подтверждением сказанного являются более полутора тысяч кадров и 17 часов оперативной фото и видеосъемки, зафиксировавшей весь процесс вандализма от  начала до конца).

 

Кладбище должно  вызывать у людей  чувство уважения и  преклонения перед теми, кто там покоится, поэтому  осквернение могил считается  преступлением во всем мире.

Произошедшее на Успенском кладбище разрушение захоронений  иначе как  варварством, вандализмом и осквернением памяти усопших нельзя назвать. За подобные деяния Уголовным Кодексом РФ  предусматривается уголовное наказание по ст.ст. 214,  243 и 244.  

Истинно верующие люди  считают большим грехом разрушение православных крестов - символов православной веры. Поэтому для верующих людей  было страшным потрясением, когда крушили  памятники и православные кресты, давя их строительной техникой, разрывали экскаваторами  могилы,  вывозили кости  вместе с землей   на  свалку. 

 И самое страшное, что на кощунственное уничтожение православного кладбища  было получено благословение епископа Православной церкви, который   должен был бы первым  возвысить свой голос, чтобы не допустить подобного кощунства.

Православная церковь веками  воспитывала  у людей христианское чувство уважения к могилам,  напоминала людям  о священном  долге  по отношению к предкам, которым мы обязаны тем, что живем на этом свете.   

Особый цинизм этой ситуации  заключался в том, что архиепископ Феофан мотивировал совершенное по его благословению кощунственное  разрушение могил благочестивым намерением построить на кладбище школу, где, якобы, будут учить детей  духовности, основам христианской морали и нравственности.

Спрашивается, о каком духовно-нравственном воспитании детей в стенах православной гимназии, построенной на костях предков, может идти речь?! Ведь воспитание  детей начинается с уважительного отношения к старшим поколениям, к прошлому своего народа, к истории своей страны и города, к могилам своих предков.

Общественность города, вставшая на защиту старинного православного кладбища, имеющего к тому же официальный статус памятника культуры и церковного историко – культурного комплекса,  смогла остановить кощунственное намерение архиепископа Феофана, попирающего не только церковные каноны, но и  федеральное законодательство – от  санитарных  норм до Уголовного кодекса РФ. 

Однако, владыка Феофан, не желая отказаться  от  строительства православной гимназии на костях православных  горожан, выступая 22 мая 2008г.  по краевому радио в передаче «Откровенный разговор» (имеется диктофонная запись), осмелился  ложно утверждать, что начатое строительство  ведется не на территории кладбища, а  на пустыре, где, якобы, нет могил. И это  люди услышали не от какого-то политического авантюриста, а из уст архипастыря, публично произнесшего заведомую ложь.

Между тем, ему было хорошо известно, что эта территория является кладбищенской.  Подтверждение этому дано в  газетных публикациях  статьи «Настоятель просит понимания» («Вечерний Ставрополь» №81 от 28 апреля 2007г.) и статьи  «На фоне старого погоста» («Ставропольская правда» от 28 апреля 2007г.)

На срезах котлована, по сей день, видны  разрушенные подземные склепы и многочисленные человеческие  кости, торчащие из земли  как в фильме ужасов (см.  фотографии).

Говорить заведомую ложь во всеуслышание горожан, которые знают свой город лучше архиепископа Феофана, прибывшего на Ставрополье из далекого Магадана – это значит не только не заботиться о духовном здоровье народа, но и совершенно не заботиться об авторитете Церкви.

Более того, нас, людей православных, защищающих память наших предков, он публично, в церковной проповеди обвинил в … стремлении бороться  с православным образованием!!   Не знаем о каком «образовании»  ведет речь владыка, но, исходя из духовного опыта  и моральных принципов нашего народа, духовно – нравственное воспитание детей не может  вестись  на уничтоженных могилах предков.

Что должны были думать и делать уважаемые люди – жители города, чьи предки нашли свое упокоение на этом кладбище: профессор СГУ  В.С. Игропуло,  профессор СГТУ  А.К. Рабчевская,  учитель-педагог средней школы Г.Н. Косьяненко-Иванова,   коренные жители  города  З.Г. Макарова и  Б.В. Степурин и многие другие ?!  Неужели судиться с Церковью, отстаивая свои права и честь своего рода ?!

А что должны были делать остальные горожане – как верующие, так и еще не пришедшие в храм, но не лишенные понятия о чести и порядочности – бездумно наблюдать за этой отвратительной историей?!

 

 

В нашем понимании архиерей Русской Православной церкви должен быть примером в соблюдении,  как церковных канонов, так и Конституции РФ и норм федерального законодательства, а также хранителем культурных традиций, морально-нравственных законов.

 

Тем более, что федеральные законы России – государства  светского, соответствуют по своему духу положениям, указанным в «Настольной книге священнослужителя» и  полностью совпадают с канонами Православной Церкви.

  

 

Указом Президента РФ от 24.12.1993г. №2284  приватизация кладбищ запрещается.

 

Подпунктом 12 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, подвергшиеся биогенному загрязнению, (скотомогильники и кладбища относятся к таким землям)  ограничены в обороте. А в соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ  такие земли не предоставляются в частную собственность.

 

Более того, согласно ст.28  федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.2001г. земельные участки,  подвергшиеся биогенному загрязнению, не подлежат отчуждению.

 

Пунктом 6 ст.16  федерального закона «О погребении и похоронном деле»               №8-ФЗ от  12.01.1996г. «Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях  может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается»

 

 

В  пункте  5.2  СанПиН 2.1.1279-03  санитарных правил и норм  коммунальной гигиены в разделе  гигиенических требований  к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденных  Постановлением  Главного санитарного врача РФ  Онищенко Г. Г.  №35 от 8 апреля 2003г.,   также указано, что  «использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается».

 

 

Мы видим  исключительно ответственное отношение со стороны  Президента России  Медведева Д.А. и главы правительства Путина В.В. к  вопросу содержания русского кладбища  Сен-Женевьев де Буа, расположенного под Парижем и основанного русскими эмигрантами, которые после гражданской войны 1917-1920 г.г. оказались на чужбине. Для того, чтобы сохранить это священное для граждан России место, руководство нашего государства выделяет  из бюджета страны немалые средства. Ведь это русская история и русская слава!

 

Почему же нет  понимания государственной важности этой проблемы в Ставропольской и Владикавказской Епархии?

 

Почему в г. Краснодаре Митрополит  Исидор гневно обличил тех, кто попытался начать строительство на могилах упраздненного еще при советской власти городского кладбища?

 

Почему он и священники Краснодарской епархии возвысили свой голос против ретивых застройщиков, говорили в проповедях, что это страшный грех, кощунство, за которое исполнители и пособники будут  наказаны до 7-го колена.

 

Разве Краснодарская и Ставропольская Епархии – это разные Церкви, а не единая Русская Православная церковь!?

 

Почему Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, управлявший Епархией до 2002г., строго обличал подобное кощунство?

 

Епархиальная газета «Ставропольский Благовест» - официальный орган епархии (прилагается) в июльском номере за 2000г. опубликовала снимки разрушенных захоронений  с красноречивой надписью на их фоне: «Вандализм – бессмысленно-жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство…». И текст: « Недавно через дорогу от нынешнего Даниловского кладбища, по улице Лермонтова, вырыли большой котлован под многоквартирный жилой дом. Из ковша экскаватора посыпались остатки гробов, кости, черепа…Это, разумеется, стройку не остановило. У нас ведь уже есть опыт построения туалетов и бассейнов на месте разрушенных храмов, увеселительных заведений на месте кладбищ…и теперь жители окрестных домов  разбирают вырытые черепа на сувениры…

 

 А те, кто здесь в скором времени поселится, смогут ли спокойно жить, отдыхать, растить детей на том самом месте, где, может быть, лежат останки их предков? И не поступят ли точно так их правнуки?»

 

 Вещие и очень мудрые слова. Но почему после Митрополита Гедеона  с приходом Владыки Феофана так изменилась позиция епархии? Или Владыка Феофан упразднил церковные каноны

Почему архиепископ Феофан, стремящийся стяжать себе лавры миротворца, не внес мира в души горожан, потрясенных  его кощунственным   разорением  православных могил, не ответив на обращение, направленное в его адрес еще 4 июня 2007г. 

 

Жители г. Ставрополя  были потрясены тем, что детское образовательное учреждение собираются строить на месте существующих захоронений, уничтожив при этом  зеленые насаждения, уцелевшие памятники и  надгробия и выбросив из могил останки погребенных. 

Чтобы успокоить возмущенных действиями Ставропольской епархии горожан,   епархиальная  пресс-служба  объяснила через городскую прессу, что волноваться незачем, кладбище старое,  находится в запущенном состоянии.   А на месте никому не нужных могил будет построена  очень нужная городу православная гимназия.

Многочисленные просьбы, буквально мольбы и слезы людей, чьи предки были погребены на этом кладбище, не были услышаны ни настоятелем храма П. Рожковым ни управляющим Ставропольской  и Владикавказской епархии владыкой Феофаном.

Это  кощунство и вандализм стали возможными благодаря тому, что в нарушение действующего законодательства и.о. главы г. Ставрополя вице-мэр  Уткин А .В. передал в собственность Ставропольской Епархии, по просьбе ее управляющего архиепископа Феофана,  Успенское кладбище.

После передачи в собственность епархии Успенского кладбища вице-мэр Уткин А.В. получил из рук архиепископа Феофана от Русской Православной Церкви  орден Святого князя Даниила Московского,  

В 2008г. за манипуляции в сфере земельно-имущественных отношений и  «разбазаривание» муниципальной собственности, бывший вице-мэр и спикер краевой думы А.В.Уткин был осужден федеральным судом.

Во всей этой некрасивой истории нас, коренных жителей города Ставрополя, прежде всего, волнует не только общественный и юридический, но и морально-нравственный ее аспект.

В наше непростое время, когда пошатнулись веками стоявшие на русской земле понятия о добре и зле, когда осуществляются попытки пересмотреть традиционные ценности, когда все вопросы – от личных до государственных, - решаются с точки зрения материальной прибыли и выгоды – кому, как не Русской Православной церкви возвысить свой голос в защиту попранных святынь.

Из истории нам известно, что даже в самые тяжелые годы 20 века Русская церковь стремилась   защитить и спасти от разрушения храмы, монастыри, дорогие для нашего народа священные места.

Почему же сегодня в Ставропольской  и Владикавказской епархии господствует дух стяжательства и меркантильности в жертву которым приносятся подлинные духовные ценности.

 

 

Считаем необходимым, обратить внимание уважаемых членов Священного Синода на то, что совершенное архиепископом Феофаном кощунство происходит на территории сложнейшего Российского региона, находящегося в ведении Ставропольской и Владикавказской епархии, где проживает множество  национальностей, представители разных вероисповеданий, которые внимательно наблюдают за позицией Русской Церкви абсолютно по всем вопросам. 

Вчитайтесь в отзыв представителей национальных диаспор, входящих в Конгресс  народов России. Люди различных вероисповеданий осуждают произошедшее на Успенском кладбище  г. Ставрополя осквернение могил.

Всем прекрасно известно – любая религиозная культурная традиция с величайшим благоговением относится к местам упокоения предков.  Не секрет, что многие народы неоднократно доказывали свою готовность защищать эти места с оружием в руках.

Кто же будет уважать на Кавказе православных русских и их веру, если они сами не уважают свою веру и традицию?!

Если владыке Феофану безразличен его собственный авторитет, то русским на Кавказе небезразличен авторитет  Церкви, который он усиленно подрывает своими действиями.

 

Многие верующие Ставропольской епархии  считают, что они лишены духовного руководителя. На фоне упомянутых выше деяний архипастыря неубедительными выглядят его призывы к добру, милосердию, состраданию, любви к ближнему, в то время как  эти высокие слова расходятся с реальным положением дел.

Невозможно умолчать и о том,  что Владыка Феофан, на словах проповедующий миротворчество,  нравственность и добродетель, примирявший участников грузино-юго-осетинского конфликта, превратил жительницу г. Ставрополя, участницу Великой Отечественной войны, инвалида I группы  Фоменко Р.И. и ее несовершеннолетнюю внучку  в БОМЖей, лишив их крова, отобрав (отсудив) у них дом, который они приобрели у государства на законных основаниях еще в 1997г.

Подробности  об этой позорной для Ставропольской епархии  истории,   читайте в «Открытой газете» №31   от 6-13 августа 2008г.

Ставропольская и Владикавказская  епархия, с приходом в нее архиепископа Феофана,  погрязла в  судебных тяжбах против жителей г. Ставрополя.

 

В мае 2007г.,  когда Ставрополь был охвачен беспорядками на межнациональной почве, когда погибли люди и город, где пролилась кровь, поминал жертвы – погибших студентов, в одном из  элитных ресторанов г. Ставрополя с участием «крутых» бизнесменов и банкиров  владыка Феофан   закатил пир в честь своего юбилея.

 

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I говорил: «Русский православный человек готов простить своим священникам все их слабости, грехи, недостатки. Но он никогда не простит одного – отступления от правил, канонов и традиций Православной веры».

Мы первоначально тешили себя надеждой, что владыка Феофан пал жертвой недобросовестных помощников и, не разобравшись, дал благословение уничтожить захоронения на Успенском кладбище.

Однако, вскоре смогли убедиться что действия владыки Феофана целенаправленно устремлены для достижения намеченной им цели, даже если для этого нужно  нарушить церковные каноны,  порушить православные кресты и выбросить из могил прах православных людей.

 

 

На  состоявшемся  23 октября  2008г. в г. Ставрополе форуме, посвященном вопросам православного образования молодежи, Председателю учебного комитета                                                                                          Русской Православной  церкви,  архиепископу  Верейскому  Евгению  были переданы результаты опроса общественного мнения жителей г. Ставрополя  по поводу строительства православной гимназии на территории Успенского кладбища.

Данные опроса показали, что  подавляющее  большинство жителей (99%) не поддерживают идею строительства православной гимназии на территории кладбища, связанного с кощунственным уничтожением  захоронений. 

 

 

Мы надеемся, что члены Священного Синода, представляющие своими решениями позицию Русской Православной церкви смогут разобраться в сложившейся в городе Ставрополе ситуации и найти пути ее разрешения ради блага Церкви  и  народа, который Ее составляет.

 

 

        Убедительно просим  членов Священного Синода о нижеследующем:

 

 

1. Озаботиться  сложившейся в г. Ставрополе  ситуацией, чреватой далеко идущими         последствиями, как в области церковной, так и государственно-общественной жизни.

2.      Рассмотреть на одном из заседаний Священного Синода проблему с уничтожением Успенского кладбища в г. Ставрополе, организованным архиепископом Феофаном (Ашурковым)

3.      Просить митрополита Калужского и Боровского Климента предоставить в распоряжение членов Священного Синода материалы и документы, подтверждающие сведения, изложенные в нашем обращении (полученные им   03. 11. 2008г.)

4.      Убедить владыку Феофана в гибельности, взятого им курса, в необходимости заботы об авторитете Русской Православной церкви на Ставрополье.

5.      В целях примирения  отказаться от кощунственных планов строительства на кладбище детского учебного заведения, вернуть кладбищенской территории ее первоначальный вид и статус, возвратить на свои места уцелевшие надгробия и кресты, посадить деревья взамен вырубленных, отслужить особую службу об упокоении тех, чей покой был кощунственно потревожен. 

 

 

В заключение, считаем своим долгом,  уведомить уважаемых членов Священного  Синода

о готовности жителей города положить все свои силы, не считаясь с затратами, для защиты и спасения священного для горожан места.

Просим уведомить нас о принятых членами Священного Синода  решениях  по адресу указанному на бланке.   

 

 

Все указанные в приложении материалы были отправлены в адрес управляющего делами Московской Патриархии  митрополита Калужского и Боровского Климента

 

 

       Приложение:

 

1.   Копия обращения в Ставропольскую и Владикавказскую епархию от 4 июня 2007г.

 

2.   Копия обращения в «Ставропольский городской протестный комитет» жителей г.

 

      Ставрополя, родственники которых захоронены на Успенском кладбище.

 

 

 

 

3.   Копия обращения в «Ставропольский городской протестный комитет» Раевневой Г.И.

 

  1. Копия заявления Степурина Б.В. в прокуратуру Ставропольского края.

     

  2. Копии  писем-отзывов  5-и общественных организаций.

     

  3. Копия акта  осмотра строительной площадки объекта православной гимназии,                      расположенного по адресу г. Ставрополь, пер. Фадеева,1 квартал 51

     

      7.  «Открытая газета»  №31   от 6-13 августа 2008г. с публикациями статей на стр. 8-9 «Владыка Феофан «воюет» с горожанами»,  «До Бога далеко, а до правосудия?»,    «За уважение к памяти предков» стр. 7.

 

8.  Копия публикации (компьютерный вариант)  в «Открытой газете»  №20  2008г. статьи «Дела греховные»

 

9.   Копия публикации   в «Открытой газете»  №22  2008г. статьи «Землица про запас?»

 

10. Копия публикации   в газете «Вечерний Ставрополь» №81 от 28 апреля 2007г.   статьи «Настоятель просит понимания»

 

11. Копия публикации    в газете «Ставропольская правда» от 28 апреля 2007г. статьи «На фоне старого погоста»

 

12. Копия публикации  в «Открытой газете»  статьи «Плач на погосте»  май-июнь 2007г.

 

13. Копия публикации в  газете «Родина» №27 от 3 июля 2008г. под рубрикой «Точка зрения»  «Открытое письмо».

 

14. Копия публикации в епархиальной газете «Ставропольский благовест» №7 июль 2000г. статьи «Гульбище на погосте», «Черепа на сувениры».

 

15. Копия публикации (компьютерный вариант)  в газете «Дух христианина» статьи «Пир во время чумы,  или Ирод  в ХХI  веке».

 

16. Копия публикации в  газете «Площадь Ленина 1» статьи «Мертвые сраму не имут …» июль-август 2007г.

 

17. Диск с фрагментами видеозаписи  процесса подготовки и проведения строительных работ на территории Успенского кладбища.

 

18. Фотографии (34 шт.) и ксерокопии фотографий (12 шт.).

 

 

От имени многочисленных жителей города, озабоченных изложенной в открытом письме ситуацией,  письмо подписали:  

 

 

 

         Чернова Л. И.
Никитушкина Т.А.
Михайлова Л.И.
Степурин Б.В.
Барбенчук Ю.В.
Фоменко Р.И.
Шимко И.Б.
Шимко Б.П.
Богданова М.Н.
Костюкова А.М.
Прокопенко Т.Б.
Пономарева Г.Н.
Каракотова П.И.
Шаханова А.Д.

 

E - mail: admin@protestkom.ru

Опрос
Вопрос?
Да, полностью
Да, частично
Нет
Воздерживаюсь


Внимание:
Насколько граждане сами себя уважают, настолько они способны изменить жизнь к лучшему.


Независимые СМИ помогут решить наши проблемы! Участвуйте в сборе средств на газету "Чистый воздух".


Возродим территориальное общественное самоуправление (ТОС) в городе Ставрополе!


Русской Ставропольской Республике быть!


МАЯТНИК ФУКО в Казанском соборе Ставрополя




© 2005-2016 Ставропольский городской Протестный Комитет.