Меню:
История
Новости
Публикации в газетах
Документы
Фото
Наши победы
Пишите нам




Русские и Северный Кавказ - тест на совместимость!

Москва   Иван ПОПОВ

«Кавказ уже не является территорией межконфессионального и межнационального раздора, а становится сплоченной и экономически процветающей территорией»

- заявил 28 сентября полномочный представитель Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин, выступая на церемонии инаугурации президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова («Кавказский узел»).

«К сожалению, на Северном Кавказе… идет едва ли не война»,

- заявил руководитель следственного комитета А. Бастрыкин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

По его словам, органы внутренних дел северокавказских республик: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чечни «ежедневно несут потери до пяти-шести человек». «Одновременно идут активные спецоперации спецназа ФСБ и МВД, убивают боевиков. Это едва ли не война», - повторил А. Бастрыкин.

Он также сообщил, что в Ставрополе 30 сентября было предотвращено не два, а три взрыва. Первое взрывное устройство, найденное в автомобиле, было эквивалентно 100 кг тротила, недалеко от него нашли второе взрывное устройство, а еще в сорока метрах - третье. А. Бастрыкин сказал, что первое взрывное устройство было заложено боевиками с целью убить гражданских лиц, второе - следственную группу.

«Третье - кто из начальства подъедет или журналисты», - отметил глава Следственного комитета. (9 октября, «Интерфакс»).

На глазах, а вернее в СМИ, рождается новое эпохальное произведение: А. Бастрыкин, А. Хлопонин «Война или мир». Граф из Ясной Поляны, как говорят тинейджеры, «отдыхает».

Понимаю, что зубоскалить на крови - плохой тон, но плюрализм во мнениях такого масштаба в одной государственной голове действительно подпадает под известный диагноз. А. Хлопонин - идеологический олигарх.

Сказал «мир» - и хоть ты умойся…

А. Бастрыкин - по-аппаратному гибок. Сказал бы «война», пришлось бы передать северокавказские дела министру обороны А. Сердюкову для войны с бандитским фронтом и отойти на вторые роли в процессе умиротворения Кавказа.

Сказал бы «мир», так на кого тогда списать ежедневные потери. А так, по Троцкому: «ни мира, ни войны», но потери, как на войне. Поэтому не обессудьте - я и мои правоохранители, как можем. Но не можем...

Впрочем, выход из коллизии найден в традиционной российской колее. На убийство пару месяцев назад трех высокопоставленных армейских офицеров в сотне метров от дислокации 136-й бригады в Буйнакске (Республика Дагестан) Министерство обороны и начальство Южного военного округа ответило гробовым молчанием.

И только после того, как на подъезде в летний лагерь подразделения бригады взорвался, начиненный взрывчаткой грузовик, решили наказать… командира этого подразделения. Судебного преследования ожидает начальник милиции столицы СКФО г. Пятигорска за то, что заминированный автомобиль террористы припарковали под знаком «Остановка запрещена».

Но в народе ходят упорные слухи, что этот самый начальник самолично «вязал» разгулявшихся в курортном городе вооруженных чеченских силовиков и этого ему не простили. Наблюдается повышение статуса «стрелочников». Полпред в СКФО опять мимоходом заявил, что ответственность за взрывы и теракты (среди всеобщего мира и процветания) теперь будут нести руководство муниципальных образований.

Пусть неконституционно, но правильно мыслит полпред. Пора начальникам ЖЭКов, т.е. управляющих компаний, террористов в сортирах мочить.

А если раздать винтовки старшим по подъезду (такой прецедент был в 1917 году), уровень бандитизма реально спадет и, допускаю крамольную мысль, что коррупции тоже. В советские времена английская «Таймс» писала,

что русские - самые большие специалисты по чтению между строк. В «россиянские» времена среди взрывов и трупов родственников «северокавказские» русские стремительно активизируются, склоняясь более к оценкам Бастрыкина.

На Ставрополье кампанию по сбору голосов для придания краю статуса Ставропольской Русской Республики, а русским статуса титульного этноса, обогнала другая, не менее знаковая. За несколько дней объявленная на одном из сайтов Интернета инициатива по выходу Ставропольского края из «мирного» СКФО собрала более 10 тысяч электронных голосов в поддержку.

Скандал, вызванный страхом ставропольчан за свое будущее с элементами здорового, как говорят ученые, либерального русского национализма лавиной пронесся не только по всемирной сети, но и по мозгам ставропольчан, уже привыкшим ко всякому «беспределу» со стороны некоторых соседей.

Растерянное краевое руководство сахарными устами пресс-секретаря губернатора края Елены Михиной нечто пролепетало. Что, дескать, мы не связываем.., что, дескать, в новой Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа, разработанной под руководством полпреда Хлопонина, проблема русских обозначена. И, как только «Стратегия…» заработает... наступит стабильность и далее по тексту.

А еще дальше кто-то сильно надавил на блоггеров, и авторы Интернет-обращения заблокировали сбор подписей, но заблокировать саму проблему ставропольской власти не под силу. Ну, все же отсыл, как говорится, есть. Пришлось с маркером в руке изучать этот широко разрекламированный документ. Итак, начнем с краткой хронологии его принятия. 24 февраля 2010 года на заседании правительства Северной Осетии-Алании полпред обозначил четыре стратегии развития Северного Кавказа.

После этого в прессе началась вакханалия цифр и сумм, якобы направляемых на развитие северного Кавказа и подготовка в субъектах, расположенных в пределах округа своих региональных проектов. 6 июля 2010 года, в ходе второй части межрегиональной партийной конференции «Единой России» в Кисловодске (ее первая часть проводилась в Нальчике,

где обсуждалась «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 года), председатель правительства РФ В.В.Путин дал поручение своему вице-премьеру А. Хлопонину подготовить окончательный вариант «Стратегии...». Поручение, прозвучавшее практически в ходе партийной конференции «единороссов» от лидера партии, фактически придало этому документу статус партийного,

хотя в дальнейшем самими высшими функционерами из «Единой России» этот статус не был подтвержден. (Свою версию такого феномена мы постараемся изложить в следующей статье). По поручению А. Хлопонина окончательный вариант стратегии разрабатывался Министерством регионального развития РФ.

6 сентября 2010 года на совещании в Сочи под председательством В. В. Путина в довольно узком кругу банкиров и чиновников «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа», но уже до 2025 года А. Г. Хлопониным была доложена. В этот же день в Правительстве Российской Федерации вышло за подписью В. Путина распоряжение от 6 сентября 2010 г. №1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».

В п.5. распоряжения Минрегиону России поручается обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов. (В свою очередь, во исполнение поручения Минрегион сформировал уже свое подразделение на территории округа). 29 сентября 2010 года на правительственном часе в Совете Федерации А. Хлопонин доложил «Стратегию…» российским сенаторам.

Судя по прессе, на заседаниях Государственной Думы РФ и Общественной палаты проект «Стратегии…» не рассматривался. После этого, даже как-то неловко говорить о какой-то общественной экспертизе «Стратегии...», предназначенной для СКФО, проведенной в пределах самого СКФО.

Гражданское общество, к активизации которого неоднократно призывал Хлопонин, тоже отдохнуло. Беглый просмотр всего текста документа говорит, прежде всего, о том, что мнения экспертного сообщества, т.е. всяких там кисриевых, авксентьевых, ивашовых, халидовых, казихановых, маркедоновых, казениных, епифанцевых, суховых, паскачевых, малашенко, белковских, туровских, латыниных и прочая, (всех изложить - страницы не хватит), которые почти в один голос возвещали, что политические (вернее, этнополитические и религиозные) аспекты в округе не менее, а может и более, важны, чем экономические, мягко говоря, во внимание приняты не были.

Читая разделы «Стратегии…», посвященные этническим проблемам и формированию общероссийской идентичности, хочется полностью разделить ностальгию уполномоченного по правам человека Чеченской Республики Н.Нухажиева о Министерстве по делам национальности, в котором работало 17 докторов наук и 150 кандидатов, крепких профессионалов в своем деле. Но их профессионализм вошел в противоречие с учением о «российской нации», согласно которому исчезла не только запись о национальной принадлежности из паспортов и свидетельств о рождении.

Исчезло само министерство, от которого остался небольшой профильный департамент в Минрегионразвитии, которому просто не осилить лавину этнополитических и религиозных проблем, угрожающих целостности российского государства. Безусловно, сама постановка проблемы оттока русского населения из республик Северного Кавказа в таком государственном документе, как «Стратегия…», является проломом в антирусской научной цитадели, выстроенной в Москве и на переферии.

Признание русских необходимым модернизационным элементом в СКФО входит в прямое противоречие с заявлением Юргенса из «Инсора», сделанное в Ярославле, об архаичности и «непродвинутости» «общинных» русских. В тысячелетнем Ярославле почти родился лозунг: «Россия без русских - залог процветания России».

Тем не менее, я уже писал об этом, в концептуальной, законодательной и нормативной базе Российской Федерации нет положения о статусе русского населения, хотя бы о его консолидирующей роли в стране. Поэтому постановка «русского вопроса» на Северном Кавказе имеет интуитивно прагматический характер. Мы говорим о проблеме, когда не говорить о ней уже нельзя.

В «Стратегии» этнополитической проблематике посвящены три раздела. Самый большой и проработанный из них называется «Демографическая ситуация, потенциал трудовых ресурсов и миграционные процессы». В этом разделе сделан вывод, что «характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое сокращение доли русского населения в Северо-Кавказском федеральном округе вследствие уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации...

«…Наиболее заметно это проявляется в Чеченской Республике, в которой доля нечеченского населения уменьшилась в несколько раз, а также в Республике Ингушетия, что позволяет некоторым экспертам говорить об этих республиках как о моноэтнических…». Сделать такой неутешительный вывод может каждый желающий, а не только «некоторые эксперты». Для этого надо взять официальные результаты переписи населения 1989 года и сравнить их с результатами переписи 2002 года.

Простые арифметические подсчеты показывают следующую картину (подсчет проведен без учета Ставропольского края). По данным переписи населения в 1989 г. русское население республик Северного Кавказа насчитывало около 1359 тыс. чел.(26%) от общей численности населения республик, которое составляло 5305 тыс. чел. (63%). К 2002 г. общая численность населения в регионе увеличилось по сравнению с 1989 г. на 1,3 млн. чел. и составила около 6,6 млн. чел. В тоже время общая численность русского населения сократилась и составила около 994 тыс. чел.

Его доля в населении республик Северного Кавказа сократилась на 10% и составила около 15%. За счет низкой рождаемости у русского населения естественный прирост имел минусовый показатель.

В общей численности миграционного оттока населения русские составили более 310 тыс. За этот период русское население сократилось в Чеченской Республике на 230 тыс. чел., а его доля в общей численности населения республики - с 23% до 1,5%, в Республике Ингушетия - до 1%, в Республике Дагестан - на 45 тыс.чел (с 9% до 4,7%), в Карачаево-Черкесской Республике - на 22 тыс. чел. (с 58% до 44%), в Республике Северная Осетия-Алания - на 24 тыс. чел (с 29% до 23%), в Кабардино-Балкарской Республике - на 14 тыс.чел. (с 32% до 23%), в Республике Адыгея - на 4,4 тыс. (с 68% до 64%).

Эти данные почти полностью совпадают с расчетами, сделанными другими кавказскими этнополитологами, например А. Дзадзиевым из Владикавказа. Предполагаю, что проводимая в данный период очередная перепись населения покажет еще более безрадостную для русских картину.

Я сознательно пропускаю анализ выводы о высокой рождаемости в среде титульных кавказских этносов, а также необходимости организации трудовой миграции из республик, которая, согласно «Стратегии...», является непременный условием социально-экономической стабилизации и должна составлять не менее 30-40 тыс. человек. Об этом много писали, и полпреду даже пришлось делать заявление о том, что ни о каком насильственном переселении речь не идет. Но речь не идет и о каком-то массовом возвращении русского населения в места прежнего проживания или в новые возрожденные индустриальные зоны.

Об этом в «Стратегии…» не пишут, зато грузинские СМИ заголосили о новой колонизации Кавказа. Ну а какой неоколонизации может идти речь, когда в тексте помещен следующий пассаж: важной задачей является работа по привлечению постоянного проживания на территории Северо-Кавказского федерального округа русского населения из других регионов Российской Федерации и русскоязычного населения из государств - участников Содружества Независимых Государств, прежде всего высококвалифицированных специалистов…».

Всей стране известно, что программа по переселению соотечественников из-за рубежа провалена по всем статьям. Показательной является история русских староверов, переселившихся в Красноярский край из Уругвая. Не выдержав чиновничьего беспредела, их семьи вернулись в «родную» Латинскую Америку.

В разделе «Межнациональные отношения» численное соотношение русского населения приводится с учетом населения Ставропольского края, поэтому русских в СКФО получилось почти 30%, но по всем республикам эта цифра приближается к 10-12%. Этот раздел страдает недостаточной проработкой причинно-следственных связей, например, таких явлений, как терроризм.

Разработчики «Стратегии…» отнесли терроризм исключительно к внешним факторам, тем самым списав борьбу с ним исключительно силовым структурам. А в разделе «внутренние факторы» можно смело написать такую формулировку: «Коррупция, порождающая этнополитический и религиозный экстремизм».

А здесь уже рядом и терроризм. Одним из факторов обострения ситуации в регионе обозначен «продолжающийся отток русского населения», а далее идет ссылка на заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, посвященном ситуации на Северном Кавказе, 19 мая 2010 года с участием Президента России, где он обозначил «русскую проблему».

С тех пор не слышно, чтобы правозащитное сообщество страны или СКФО собралось для обсуждения защиты прав русского населения в регионе. Такая позиция правозащитников диктует необходимость формирования широкого общественного движения русских, славянских и казачьих организаций на Юге России, которое могло бы оказывать содействие органам государственной власти и муниципального управления в решении «русской проблемы» обозначенной в Стратегии.

В Ставропольском крае формирование такого движения началось. Опора аппарата полпреда А. Хлопонина в решении проблем русского населения округа только на реестровое казачество является политически ошибочной и вызывает в полиэтничном регионе еще большее давление на казаков.

После заявления А. Хлопонина о наведения порядка в КБР силами казачества было убито трое казачьих атаманов и один после тяжелого ранения стал инвалидом. Именно в такой трактовке действие аппарата полпреда охарактеризовал на праздновании 20-летия создания Ставропольского казачьего войска в своем докладе атаман из Кабардино-Балкарии А. Логвиненко.

Третий раздел, посвященный этнополитическим проблемам: «Укрепление общегражданской идентичности, межнациональных отношений и содействие этнокультурному развитию народов» отнесен в конец «Стратегии…». В том разделе, венчающем оптимальный сценарий развития межнациональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе, прописана загадочная формулировка после декларирования тезиса об «…укреплении общероссийской гражданской идентичности».

Предполагается «…организация взаимодействия с представителями национальных сообществ и местного населения в наиболее проблемных районах субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа...». Что имели авторы в виду, совершенно непонятно. Может быть, взаимодействие с национально-культурными организациями диаспор и землячеств, а также с автохтонным населением? Или после сокрушающей победы «общероссийской идентичности» национальными сообществами и местным населением будут именоваться народы Северного Кавказа?

Далее в разделе идет перечисление мер по предупреждению оттока русского расселения (строительство культурных центров, поддержка творческих коллективов, библиотек русской литературы, историко-краеведческих музеев, обеспечение жильем, компенсацию проезда и трудоустройство, выделение для местной русской молодежи квот на бюджетные отделения республиканских вузов).

На тезис «предоставление возможностей для государственной и муниципальной службы, особенно в местах их (т.е. русских - прим. Авт.) компактного проживания…». Ну что, спасибо «Стратегии…» за возможность иногда русским выбирать и назначать над собой русских руководителей. Но радость от этой формулировке сразу улетучилась после завершающего абзаца, посвященного русским в этом разделе. Цитирую полностью.

«…Вместе с тем при всем разнообразии возможных сценариев развития этнодемографической и миграционной ситуации русские останутся в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республиках, а также Республике Северная Осетия-Алания весомой этнокультурной компонентой вплоть до 2025-2030 годов...».

Вот и приехали. «Стратегия…» не предполагает, что русские, а значит, и государственный русский язык и русская культура, станут этнокультурной компонентой вплоть до 2025-2030 годов в Дагестане, а также в Чеченской Республике и Республике Ингушетия. Это значит, что самый оптимальный и разрекламированный сценарий развития, заложенный в «Стратегии…», соглашается с долговременным формированием вайнахского этнического анклава и полной потерей позиций русских и казаков в Махачкале, а также в Кизлярском и Тарумовском районах Дагестана.

Такая перспектива для русских в этих республиках означает, что ни о каких наукоемких производствах в них не может быть и речи. Что модернизация нефтеперарабытывающей промышленности в Чечне, где на нефтепромыслах и нефтепеработкее работали русские специалисты, и Ингушетии не более, чем крупномасштабный пиар аппарата полпреда, скрывающий совершенно другие цели.

Русские и казаки на Юге России должны сделать свои выводы, и всеми доступными конституционными методами привести во власть в Ставропольском крае и его столице национально ориентированных лидеров, подобных лидерам соседей, особенно Чеченской Республики. Только так можно будет решить государственную задачу сохранения этнического баланса, о котором идет речь в «Стратегии..», но не предлагается конкретных механизмов его сохранения.

И тогда программным заявлением руководства Ставропольского края должен стать тезис о защите человека любой национальности на территории края и защите прав русских на сопредельный территориях северокавказских республик.

Ставропольскому краю пора создавать свою стратегию, и она будет создана. Альтернативой такому сценарию может стать не возвращение Ставропольского края из Северо-Кавказского округа в Южный, а миграционный поток русского населения из края. Очевидно, что предложенная «Стратегия…» является скороспелым документом, подготовленным под политический момент, но ее могут спасти хорошо проработанные конкретные программы.

Ставрополье с нетерпением ждет «Комплексную программу сохранения и возвращения русского населения в республиках Северного Кавказа»,

о которой в своих выступлениях упоминал министр регионального развития РФ В. Басаргин.

Сайт SKNews.RU при публикации новостей использует материалы собственных корреспондентов газеты "Северный Кавказ", а также своего официального информационного партнера ИА "ИТАР-ТАСС".

При любом использовании материалов сайта SKNews.RU обязательна АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА Все материалы защищены законом об авторском праве HTML-код ссылки:

E - mail: admin@protestkom.ru

Опрос
Вопрос?
Да, полностью
Да, частично
Нет
Воздерживаюсь


Внимание:
Насколько граждане сами себя уважают, настолько они способны изменить жизнь к лучшему.


Независимые СМИ помогут решить наши проблемы! Участвуйте в сборе средств на газету "Чистый воздух".


Возродим территориальное общественное самоуправление (ТОС) в городе Ставрополе!


Русской Ставропольской Республике быть!


МАЯТНИК ФУКО в Казанском соборе Ставрополя




© 2005-2016 Ставропольский городской Протестный Комитет.