Меню:
История
Новости
Публикации в газетах
Документы
Фото
Наши победы
Пишите нам




ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЛАВЕ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА Н.Б.ЛУЦЕНКО по вопросу строительства мечети в центральной части города-курорта

 руководства Ставропольской региональной общественной организации «Культурно-Спортивный Союз «НАСЛЕДИЕ»

ГЛАВЕ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА Н.Б.ЛУЦЕНКО

по вопросу строительства мечети в центральной части города-курорта (направлено 26 марта 2010г.)

                                                                 

                                                                 Уважаемая Наталья Борисовна!

Как это часто случается, после долгого отсутствия хозяина, дом нуждается в генеральной уборке и наведении порядка. Именно эта метафора подходит нашему городу и Вам, как лицу выбранному народом и наделенному соответствующими полномочиями.

Вполне понятно, что порядок не может быть моментально наведен там, где годами процветали упадок и разорение. Требовать в данной ситуации моментальных прорывов и достижений, по меньшей мере, глупо. Тем не менее, существуют ситуации, когда решение должно быть принято в самые кратчайшие сроки, незамедлительно, но при этом его принятие должно сопровождаться глубоким анализом сложившейся ситуации и прогнозированием возможных последствий, которые данное решение повлечет за собой.

Говоря о подобных моментах, стоит отметить, что наглядным примером служит поставленный на повестку дня вопрос о строительстве в центре города новой мечети. Этот вопрос не является чем-то новым для администрации и жителей Кисловодска. Впервые озвученный около 2 лет назад, он не был решен своевременно, последствия чего мы вынуждены наблюдать сегодня.

Если поднять архивы кисловодских газет, можно вспомнить, какая жаркая полемика велась по данному поводу летом 2008г. Тогда руководство мечети вынесло на рассмотрение городской администрации проект нового строения, по своим размерам значительно превосходящего здание мусульманского храма, расположенного по ул. Кольцова, 3, недалеко от вечного огня и мемориального комплекса «Журавли».

Позиция сторонников строительства, на тот момент, может быть охарактеризована как полное нежелание искать компромисс и готовность переходить в идеологическое наступление в случае малейших попыток сопротивления реализации намеченного проекта. Материалы статей, появляющихся одна за другой, как по заказу, носили громкие названия: «Городу - новую мечеть!», «Времена шовинизма - в прошлом!» и т.д.

Следуя логике этих статей, если ты выступаешь «против», значит, проявляешь религиозную нетерпимость, и покушаешься на святая святых - свободу совести… Что-что, а ярлыки навешивать доморощенные защитники «прав и свобод» научились в совершенстве!

Прошло время, и тема строительства мечети вновь была реанимирована. На сегодняшний день сценарий с точностью повторяется: снова мусульманская сторона не желает слушать аргументы представителей власти, апеллирует в вышестоящие инстанции (Президенту, Председателю правительства РФ, губернатору края и т.д.).

Можно смело предположить, что скоро зазвучат обвинения в преследованиях по религиозному признаку и т.д. В настоящее время из уст общественных деятелей мусульманского вероисповедания звучат откровенные угрозы, смысл которых сводится к возможности вывести на улицы Кисловодска до 1500 мусульманских активистов. Что последует за подобной «игрой мускулами» не сложно предугадать.

У нас еще свежи в памяти события, произошедшие в Ставрополе весной-летом 2007г. Не достаточно ли угроз и провокаций?! Мусульманская сторона любит говорить о необходимости учитывать права религиозных и национальных меньшинств, проживающих в Кисловодске.

Но почему, при этом, мнение большинства населения так жестко игнорируется?

И почему мусульманские руководители закрывают глаза на целый ряд моментов, говорящих не в пользу указанного строительства? Мы, со своей стороны, проанализировали сложившуюся ситуацию. И выявили те факторы, которые делают теоретически и практически невозможным выполнение требований мусульманской стороны.

Во всяком случае, в том виде, в каком они выдвигаются в настоящий момент. Кратко эти факторы можно разделить на две группы:

1. Историко-культурные и архитектурные, органично дополняемые соображениями морально-этического характера, и 2. Социально- политические. Ниже мы постараемся в самых общих чертах изложить их суть.

Говоря о первой группе (факторах историко-культурном и архитектурном), вопрос можно сформулировать следующим образом: насколько здание новой, обширной мечети вписывается в архитектурный ансамбль Кисловодска, как города-курорта, архитектура которого имеет свои специфические особенности?

Ведь вести строительство предполагается, ни много - ни мало, на территории, не просто примыкающей к городскому центру, но располагающейся практически в курортной зоне, недалеко от одного из входов в курортный парк.

Кроме того, рядом расположены исторические памятники города: краеведческий музей «Крепость», вечный огонь, мемориал «Журавли», наконец, восстановленный в 2001г. Свято-Никольской собор (построенный здесь еще в конце 19в. и разрушенный в ходе антирелигиозной кампании 1936г).

Что интересно, мусульманские активисты города настаивают на том, чтобы мечеть располагалась именно на этом месте и уверяют, что соседство Православного и мусульманского храмов будет иметь некое «символическое» значение. Так ли это? Думаем, что предыдущие поколения кисловодчан так не считали, ибо до начала 1990-х г.г. ни одной мечети в Кисловодске не существовало, не говоря уже о строительстве оной в центральной части города (здание по ул. Кольцова, 3, было передано мусульманской общине в 1991г.).

Морально-этическая сторона вопроса заключается в полной абсурдности любых разговоров о «символичности» подобного соседства в свете специфических особенностей проведения религиозных служб: как будет выглядеть со стороны сопровождение колокольного звона Православного собора призывами муэдзина с минарета мечети (столь явно обозначенного на архитектурном проекте последней)?

Если честно, то пока это сложно представить. Да и стоит ли экспериментировать? Скорее всего, в глазах прихожан обоих вероисповеданий это будет выглядеть, как минимум, кощунством. Еще сложнее представить реакцию гостей города, отдыхающих в знаменитом кисловодском парке и к своему удивлению ежедневно слышащих 5-кратный призыв к совершению намаза.

Осмелимся предположить, что реакция будет более сильной, нежели просто удивление. Ведь люди сознательно едут на отдых не в Турцию или Эмираты, а на один из самых известных российских и европейских курортов.

Закономерным было бы задать вопрос представителям мусульманской диаспоры: готовы ли они прислушаться к мнению БОЛЬШИНСТВА населения и гостей города или это большинство должно безропотно потакать желаниям МЕНЬШИНСТВА?

Неужели очевидность того факта, что место расположения нового мусульманского храма выбрано крайне неудачно, еще не достигла сознания ратующих за его строительство мусульман? Вторым фактором, говорящим о несвоевременности, непродуманности, а возможно и определенной провокационности данного строительства является социально-политический момент, который правильнее было бы назвать религиозно-этническим.

Но в современной России на данную тему не принято громко говорить. Суть его заключается в следующем. Жителям не только Ставрополья, но и всего Северного Кавказа, давно известна взрывоопасная ситуация, сложившаяся в среде мусульманских организаций, исповедующих не только ваххабизм, но и т.н. «традиционный ислам». Ведь жизненные реалии таковы, что противостояние между «традиционалистами» и ваххабитами – это всего лишь одна сторона медали.

Вторая подразумевает реально существующее противостояние религиозных лидеров внутри «официального ислама». Борьба за души верующих, за влияние на них, между представителями либерального и радикального направлений обостряется с каждым годом. У всех нас еще свеж в памяти факт убийства имама кисловодской городской мечети, заместителя муфтия Духовного управления мусульман Ставропольского края и Карачаево-Черкессии Абубекира Курджиева в сентябре 2006г.

20 сентября 2009г. в Черкесске был убит ректор исламского института Исмаил-хаджи Бостанов, заместитель муфтия Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. По подозрению в организации убийства был задержан имам кисловодской городской мечети Назби-хаджи Аджиев, назначенный имамом после трагической гибели своего предшественника А.Курджиева. Является ли Н.Аджиев подлинным организатором убийства может доказать лишь суд.

Но данный эпизод наглядно иллюстрирует, что даже в среде традиционного ислама кипят нешуточные страсти, а лица, казалось бы, вполне респектабельные и благопристойные, не застрахованы от связей с исламскими радикалами и могут преподнести неожиданные сюрпризы.

Учитывая появившуюся в печатных и электронных СМИ информацию о том, что духовные лидеры российских мусульман приступили к разработке платформы объединения разрозненных мусульманских общин в единую структуру, можно смело говорить об усилении противостояния внутри духовных мусульманских управлений России.

В данном случае речь идет не о противостоянии между «традиционным исламом» и ваххабизмом, а о «разборках» представителей «традиционного ислама» между собой. Как известно, в борьбе за влияние на умы верующих и источники финансирования хороши все средства. И Кисловодск уже дал тому соответствующие примеры.

Говоря о непоколебимом желании кисловодских мусульман строить новую мечеть именно в центре города, следует учесть еще и следующий момент. В целом ряде населенных пунктов, окружающих город, мусульманские духовные центры уже существуют и функционируют, либо их строительство осуществляется ускоренными темпами.

Речь идет о поселках Индустрия, Нарзанный, Мирный. О мечетях, построенных в поселке Джага и г.Учкекен, расположенных на территории Карачаево-Черкессии, речь не идет. Тем не менее, определенным силам мечеть нужна именно в Кисловодске, и именно в центре города.

В опубликованном еженедельником «На Водах» (№31 от 29.07.2008г.), материале-ультиматуме, озаглавленном «Городу - новую мечеть!» некто Р.Азова пишет следующее. Цитируем: «…власти письменно отказывают и в прирезке земли, и в выделении какого-либо другого участка…, устно предлагая поискать участок в местах компактного проживания мусульман…». Как мы видим, в пригородах города, где мусульманское население проживает более-менее компактно, необходимые культовые сооружения имеются.

Спрашивается: что мешает возведению нового, большего по площади здания, вместо нескольких уже существующих? Но мусульманским лидерам Кисловодска принципиально важно строительство мечети именно в курортной части города. Почему данный аспект является столь принципиальным?

Что кроется за этим требованием: религиозный фанатизм или тщательно продуманный повод для политического скандала, направленного на пиар себя любимых как борцов и мучеников за веру? Исходя из вышеизложенного анализа сложившейся в городе сложной ситуации, не желая нарушать чьих-либо религиозных прав и гражданских свобод, руководствуясь исключительно демократическими принципами, считаем, что наиболее разумным был бы следующий выход из создавшегося положения: 1.Повторно предложить руководителям мусульманской общины перенести строительство мечети за черту города (желательно, в место компактного проживания мусульманского населения; например, в один из прилегающих к городу поселков).

Наглядный пример успешного развития в данных условиях – армянская церковь, расположенная на окраине города, в районе городской больницы, и функционирующая с 1997г. 2.В случае отказа мусульманской стороны от поисков компромисса – пойти по наиболее удобному и цивилизованному, на наш взгляд, пути.

А именно: провести в Кисловодске референдум, в ходе которого БОЛЬШИНСТВО жителей города выскажет свое мнение по данному вопросу.

Именно такой вариант выглядит наиболее приемлемым, т.к. с одной стороны, не является попыткой ограничения религиозных прав мусульманского населения представителями администрации; с другой – пресекает попытку меньшей части городского населения диктовать условия большинству и ставить откровенно ультимативные требования руководству города.

Пусть горожане скажут свое веское слово в урегулировании конфликта! И тогда ни одна сторона не сможет упрекнуть другую в несправедливом и некорректном отношении!

С уважением, Председатель Правления СРОО «КСС «Наследие» / В.С.Мятишкин/

Председатель Контрольно- ревизионной комиссии СРОО «КСС «Наследие» /А.А.Помякушин/

E - mail: admin@protestkom.ru

Опрос
Вопрос?
Да, полностью
Да, частично
Нет
Воздерживаюсь


Внимание:
Насколько граждане сами себя уважают, настолько они способны изменить жизнь к лучшему.


Независимые СМИ помогут решить наши проблемы! Участвуйте в сборе средств на газету "Чистый воздух".


Возродим территориальное общественное самоуправление (ТОС) в городе Ставрополе!


Русской Ставропольской Республике быть!


МАЯТНИК ФУКО в Казанском соборе Ставрополя




© 2005-2016 Ставропольский городской Протестный Комитет.